Таня Каренина (tanya_karenina) wrote,
Таня Каренина
tanya_karenina

Велопроблемы'2017: прокат есть, велодорожек и ПДД - нет


На днях городские чиновники в разных регионах поучаствовали в пиар-акции "На работу на велосипеде". В Москве это были несколько глав департаментов мэрии и сотрудников ГУП "Мосгортранс", ЦОДД и других организаций. А всего "по разнарядке" в акции приняли участие 37 городов и более 70.000 человек. "Магадан Медиа" прямо сообщает о том, что принять участие в велопараде губернатору Магаданской области Владимиру Печеному предложил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. А вот Федерации велосипедного спорта Кировской области пришлось сложнее: велосипедисты так и не собрали денег на афишу в поддержку акции - из 5000 рублей кировским велосипедистам удалось собрать всего 1040.
Между тем третий год существования московского велопроката ставит перед всеми участниками дорожного движения - пешеходами, автомобилистами и активистами-велосипедистами - взаимоисключающие вопросы, которые пока никто не придумал, как решать.


На работу едут: экс-премьер Британии Дэвид Кэмерон (слева) и глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский (справа).


Я равнодушна к велосипедам, но неравнодушна к личному удобству и безопасности - как в роли пешехода, так и в роли водителя. А ещё в аспекте велосипедного бума в Москве меня профессионально занимают вопросы пиара - бессмысленного и беспощадного.

В 2017 году при поддержке Министерства транспорта РФ проходят три всероссийские мероприятия, направленные на развитие велокультуры и популяризацию велотранспорта: в апреле второй Международный велоконгресс, 19-28 мая и 22 сентября — акция «На работу на велосипеде». Плюс 28 мая — второй единый день велопарадов в России. Этот план утвердили ещё в 2015 году и закрепили на селекторном совещании Минтранса РФ.

Вначале власти бодро взялись за так называемую копенгагизацию Москвы, перессорив между собой пешеходов, велосипедистов и автолюбителей.

Ещё в прошлом году руководство московского Дептранса рапортовало о "росте популярности велосипедного транспорта среди жителей столицы". За первые три года столичные власти потратили на проект 450 млн. рублей. Еще 600 миллионов выделили Банк Москвы и Сбербанк, которые за эти деньги получили рекламу на пунктах проката. В ближайшие три года мэрия готова потратить 634 млн. рублей сообщает meduza. По подсчётам издания, одна поездка стоит бюджету около 125 рублей.

В 2016 году услугами городского велопроката воспользовались, по разным данным, от 1,5 до 1,7 млн. раз. В том же году власти сообщали о намерениях "ежегодно увеличивать количество велостанций на 50, велосипедов — на 500 штук".

Однако в этом году всё как-то незаметно поменялось. С одной стороны, мэрия объявила тендер на организацию и обслуживание 380 пунктов проката с 3620 велосипедов в этом году. В то же время велосообщество жалуется на то, что "в 2017 году в Москве не будет построено ни одного километра велоинфраструктуры", т.к. "чиновники не видят у горожан запроса на создание велодорожек". Велосипедисты приписывают эти неприятные для себя решения лобби "отдельных автосообществ".

Что же на самом деле тормозит развитие велосипедизма в России?
Посмотрим на карту дорожек в Москве:


Видите, как они обрываются? То есть - едешь-едешь как белый человек и тут - бац! - конец пути.

Не поэтому ли московским велопрокатом в 2016-м воспользовались для 1,6 млн поездок, а за то же время в Нью-Йорке на прокатных велосипедах прокатились 14 млн. раз?

А может, еще и потому, что в Нью-Йорке чуть-чуть немножко другой климат? Вспомним, я наверху упоминала о Магадане и сравним климатические условия в этих двух прекрасных городах (в знак вопроса преобразовался значок минусовой температуры):


Да и Москва, прямо скажем, не торт для велосипедиста зимой:




Фото © Евгения Новоженина/РИА «Новости» отсюда

А может, велопрокат в Москве просто находятся в несимпатичных местах?:

Ст. м. "Улица 1905 года", почти самый центр Москвы.

Пешеходы и автомобилисты считают, что 90% велосипедистов не знают правил дорожного движения и виновны в 75% аварий, совершенных при участии велосипеда.
Штрафы для нарушителей-велосипедистов смешные:
[Штрафы для велосипедистов]
• «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства)» – 800 руб. Практически это означает, что любое несоблюдение правил движения со стороны велосипедиста карается штрафом на эту сумму.
• Если окажется, что умышленные либо неосторожные действия водителя колесного средства спровоцировали причинение ущерба пострадавшим, тогда виновник вынужден будет платить штраф в пределах от 1000 до 1500 руб.
• За правонарушения в нетрезвом состоянии предусмотрена возможность наложения штрафа в пределах от 1000 до 1500 руб. Пока остаются нормативно непрописанными ситуации, когда пьяный водитель колесного средства стал причиной ДТП либо создал помехи другим участникам, спровоцировал нанесение вреда пострадавшим.
Подробнее тут


А суть всех этих сломанных копий, на самом деле, крайне проста: поженить орла и осла, то есть превратить велосипедный спорт в средство передвижения в существующей ситуации в Москве и большинстве городов России - не удастся. Наверное, власти начали это понимать, сместив свою деятельность с организации дорожек на пиар-акции. Но в пиаре есть железное правило: если сам предмет пиара - фиктивный, то никакие афиши, призывы и даже разнарядки - не помогут.

То есть, велосипедный улучшайзинг и все вложенные в него деньги и человекочасы ни на йоту не изменили ситуацию в любительском велосипедном спорте (как катались в парках, так и катаются), велосипедную инфраструктуру (как не было, так и нет) и не разгрузили автомобильный трафик.

Кстати, о трафике - лично я не стала бы рассматривать велосипед как средство передвижения хотя бы потому, что, по данным Роспотребнадзора на Москву приходится четверть объема вредных выбросов всего Центрального федерального округа, в том числе (в тыс. тонн):
• Оксид серы SO2 4,4
• Оксиды азота NOx 79,1
• неметановые летучие органические соединения ЛОСНМ 96,4
• окись углерода CO 787,8
• Аммиак (нитрид водорода) NH3 1,9
• Углеводороды CH44, 3
Всего 975,4 тыс. тонн
Данные отсюда

Да и вообще, странно было ожидать радикального эффекта на прокладывании дорожек сквозь мусорные кучи и другие препятствия в никуда:

Много фото велодорожек здесь.

Ещё одну занятную историю про велики и их косвенную пользу я расскажу на днях.

И традиционно, для развлечения - клип о воспитании велосипедного чемпиона из старого французского мультика "Трио из Бельвилля":


Вы как - катаетесь для удовольствия или и вправду ездите на работу на велосипеде? Как решаете вопросы парковки и перетаскивания велосипеда в общественном транспорте?

Tags: заметки
Buy for 10 tokens
Сообщество Фото на ходу создано для публикации хороших фото из личных запасов. Если у вас есть красивые, интересные или смешные фото - давайте покажем их друг другу:) Мы на fb: Мы ВКонтакте Добавляйте к меткам названия рубрик слева, тогда ваши фото будет легко искать. Для кого наше…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 26 comments