умолч

Творчество vs мастерство

У моей мамы есть удивительная способность сбивать пафос творчества в пользу абсолютного и безусловного торжества качественного ремесла. Кто, как не она, так точно скажет о нас с мужем: «Сидят весь день в компьютерах, говорят что работают!». Или, глядя на наши с дочкой абстрактные картины: «Небрежность у вас в крови!». Но именно благодаря её этим шпилькам, к которым пришлось привыкать прямо с детства, я точно знаю, что творчество - не оправдание, а такой формат лени. «Не умеешь работать головой – работай руками», - бубню я себе под нос мамину фразу, когда не прёт треклятый текст, и я иду варить суп или печь плюшки. Что я там натворю - ещё неизвестно, а вот суп и плюшки любят все. Они реальны, весомы, пахнут едой и очагом и, - я оправдалась перед мамой:)




Псевдопоэтика творчества проигрывает осязаемой весомости ремесла практически во всём. Пока кто-то там творческий создаёт нетленный роман, ты - написал две аналитических статьи и две простых; да, не блестящие, но крепкие середнячки. Спросите у любого главреда – кого он предпочтёт взять на работу: звезду или рабочую лошадку? Даже не 99, а 100% возьмут лошадку. Пусть она будет писать не слишком талантливые тексты, зато – много и закроет дырку на полосе. А звезда,- знаем мы этих звёзд. Напишут, а потом начнут торговаться: «А почему это ваш корректор исправила «патетический» на «пафосный»? Я не согласна, и вообще вы мне обещали платить доллар-знак. Мало того, что вы его сократили вдвое, так еще и платите доллар-слово? Я слишком известна, чтобы так дёшево продавать свою репутацию».

А рабочая лошадка тем временем фабрикует тексты на десятки тысяч слов - она никогда не верила, что бывают деньги, которые платят за талант, а не за каторжный труд.

Когда я пришла работать в одну газету, вокруг все были такие творческие, что от окружающего пафоса аж сводило пальцы на клавиатуре. Одна маститая, как мне казалось тогда, коллега, лет двадцати восьми, на работу приезжала, – а точнее, её привозили, – исключительно на лимузинах ньюсмейкеров. Я оробело считала признаком таланта и огромный объём её статей, и то, как она витиевато торговалась по телефону, выбивая номер получше на Каннском кинофестивале в этом году. Она заезжала в редакцию не каждый день, зато, когда выдавала текст, выверенный до последнего эпитета, даже самый новенький корректор знал – из песни слов не выкини!

С тех пор случилось три кризиса, во время каждого из которых творческим людям приходилось работать всё больше, а получать за это всё меньше. В конце концов, чтобы оставаться на том же месте, пришлось бежать всё быстрее, и не все выдержали этот темп. В отличие от рабочих лошадок, которые с самого начала привыкли пахать. Пока "звёзды" шлифовали эпитеты, опыт "лошадок" и их значимость выросли настолько, что теперь они выбирают, на каких условиях продадут своё выращенное трудом качественное мастерство.

Кстати, если рассматривать творческий труд как ремесло, то основной критерий качества - мастерство, - при известном прилежании так или иначе достигнет весьма высокой планки. Просто "звёздам" эта высота давалась легко и сразу – а к "каторжникам" пришла через время и с трудом. Отличие в том, что мастерство, как говорится, не пропьёшь – то есть, если звёзды могут показывать неровные, стихийные результаты, то внутренние критерии ремесленника и мастера просто не позволяют ему опускаться ниже наработанного кровью и потом уровня.

Сравню опять же мою маму, которая всю жизнь шила одежду для детей с подругой нашей семьи мадам Иголкиной, которая слыла в наших ближних кругах талантливым модельером. Медленная кропотливая мама просто не могла допустить неровной строчки, даже если это были трусы для куклы, а мадам Иголкина, кроившая трендовые силуэты, отличалась безалаберным подходом к исполнению, отчего силуэты провисали вкривь и вкось. Угадайте, кто лучше выглядел на школьных вечеринках – мы с сестрой или клиенты мадам Иголкиной?

Собственно, личным трудовым примером, а главное, безупречными критериями качества, мама и внедрила в меня, склонную больше к стихийному творчеству, чем к плановому труду, привычку безудержно работать и никогда не звездеть. А уживать себя с домочадцами и уживаться с творческими личностями самой я научилась уже в процессе, о чём и напишу свой следующий пост.
Buy for 10 tokens
Сообщество Фото на ходу создано для публикации хороших фото из личных запасов. Если у вас есть красивые, интересные или смешные фото - давайте покажем их друг другу:) Мы на fb: Мы ВКонтакте Добавляйте к меткам названия рубрик слева, тогда ваши фото будет легко искать. Для кого наше…
Да, терпенье и труд всё перетрут) Это философия человека, крепко стоящего ногами на земле. И всё, что они пожинают в итоге - их личная и честная заслуга. И права ваша мама - на них стоит мир.
Но когда видишь, на что способны действительно одаренные Богом люди, просто трепет охватывает. И именно ими мир движется вперед и вверх. Хотя их личной заслуги тут нет никакой. Они просто избраны.
И кто в итоге дальше прыгнет - нет смысла сравнивать. Первые прыгают в длину, а вторые - в высоту. А мадам Иголкина, возможно, сама себя в "творцы" записала. Это сплошь и рядом происходит.


Edited at 2015-09-16 08:15 pm (UTC)
Согласна насчёт талантов. Только сейчас, по большому счёту, столько всего создано, что уже никогда не знаешь - насколько первично это произведение. Трепет охватывает, когда не понимаешь, как человеческий мозг в принципе был способен такое изобрести.. Самое сильное чувство такого рода я испытала, когда оказалась в Саграда Фамилии - неожиданное и потрясающее оцепенение именно от огромности этой идеи..

Edited at 2015-09-16 09:52 pm (UTC)
Знаешь, Таня, мне кажется, что творчество неправильно противопоставлять мастерству. Скорее уж "талант vs. мастерство". Талант или есть, или его нет. А мастерство можно нарабатывать. Мастерство - это практика, опыт (не буду говорить, чей сын :))). Талантливый человек может с нуля нарисовать гениальный портрет, не тратя времени на отработку техники и навыков. Зато десять одинаково хороших пейзажей он не нарисует :))

Edited at 2015-09-17 11:09 am (UTC)
В любом деле есть место для творчества. Но я не имела в виду талант. Скорее одарённость..

Edited at 2015-09-17 01:55 pm (UTC)
По-моему, это исключительно степень проявления: способности, одаренность, талант, гениальность.
Да, кстати. Можно было бы уточнить антитезу: творчество - ремесло.
А насчет первичности как признака выдающегося творения - совсем не обязательно. В искусстве полно гениальных перепевов и даже плагиата, особенно в те времена, когда люди не знали, что такое авторское право. И ничего. Числятся шедевры в золотом фонде.
Меня в Гауди потрясает не то, как в его голове такое могло родиться - если покопаться, можно понять, чем навеяло. Да и мало ли какие фантастические проекты рождались в гениальных головах и оставались потом в мечтах или на бумаге. Но вот то, что ему дали все это построить, воплотить в косной реальности эту фантасмагорию - вот что поражает воображение.

Edited at 2015-09-17 08:37 pm (UTC)
Точно! Мне всегда было интересно, как власти Барселоны позволили такой разгул? Неужели им хотелось сделать красиво? :))
Говорят же, что всего в мировом искусстве меньше ста сюжетов. Какая уж тут первичность! "Все уже украдено до нас"! :))
Творческие личности всегда, как правило, бывают рассеянны, плохо ладят с порядком, превыше всего ценят свободу, но они двигатели прогресса. А ремесленники тоже очень нужны - кто же будет претворять в жизнь идеи творческих людей. Мастерство иногда основывается на таланте, а иногда и на усидчивости. Так что и те и те нужны.