Таня Каренина (tanya_karenina) wrote,
Таня Каренина
tanya_karenina

Герой и автор интервью: двусторонний результат

Интервью - мой самый любимый и эффективный жанр журналистики.
Интервью позволяет глубоко вникнуть и полноценно рассказать о человеке.
Оценивая разные интервью в открытом доступе, я вижу массу ошибок, избежав которых, можно создать отличный продукт – для раскрутки, знакомства и личного продвижения. А ещё - для ненавязчивого упоминания о своих проектах и компаниях.
Попробую обозначить тонкости интервью для его обоих участников - чтобы его результат был не просто интересным, но и полезным.



Для героя интервью важно:

1. Понимание, что интервью нужно лично ему. Странно – но иногда интервьюируемые недопонимают, что интервью – это их визитная карточка, которая останется в анналах:). А, значит, именно он больше всего заинтересован в том, чтобы выглядеть максимально достойно и интересно. Без вашего участия никакой журналист не раскрасит ваш образ в те цвета, которые вы хотите предъявить публике. Поэтому вам нужна:

2. Качественная подготовка.
Надо понимать, что интервьюер далеко не всегда в теме и готов задать правильные вопросы. Магнаты и высокопоставленные чиновники могут позволить себе давать интервью звёздам журналистики, а обычные люди чаще всего сталкиваются с вопиющей некомпетентностью и низким уровнем подготовки интервьюера. Не нарушая цеховой солидарности, скажу: невозможно глубоко копать по всем темам. Поэтому, готовясь к интервью, лучше самостоятельно подготовить блоки тем, которые вам нужно обозначить. Ещё лучше – позаботиться об удобной подаче информации журналисту и подготовить картинки, видео и вспомогательные материалы о себе – биографию, список основных достижений и т.д. Может быть, вам хочется акцентировать внимание на том, что вы не только профессионал, но и мастер спорта – так скажите об этом и подготовьте подтверждение. И приготовьтесь отвечать на дополнительные вопросы. А потом:

3. Расслабьтесь. Если вы подготовились по всем фронтам, проложились бумажками, сделали хорошие фото , теперь ваша задача – вызвать симпатию. Контакт во время интервью недолгий – час-два – но очень насыщенный. Вы будете смотреть в глаза друг другу и лучше, чтобы эта встреча напоминала не поединок, а дружескую беседу. Когда автор интервью очарован своим героем, он пишет гораздо более вдохновенные и яркие тексты. Но:

4. Не расслабляйтесь до конца. Сохраняя дружелюбие, не позволяйте автору интервью увести вас в дебри, которые вам не нужны. Неудобные или сложные вопросы не замалчивайте – но и не начинайте откровенничать. На радостях от добытого инсайда, автор может под диктофон понаписать такого, что вам потом останется только уповать на его профессиональную этику и человеческую порядочность. А как вы понимаете, это не всегда надёжные моменты.
В моей практике был случай, когда герой интервью чуть не подвел себя под серьезный монастырь, в приливе симпатии выболтав журналисту детали сделки, которые могли бы заинтересовать компетентные органы. Мне как пиарщику потом стоило немалого труда убедить журналиста не публиковать эту историю - в обмен на обещание более интересной фактуры.

5. Знайте свои законные права. Согласно ст. 3 «О недопустимости цензуры» Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) в случае интервью требуется предварительное согласование текста с интервьюируемым. Это значит, что никакая редакция не вправе опубликовать несогласованное с вами интервью. И этим правом обязательно надо воспользоваться: внимательно вычитать свою прямую речь и внести правки. Что написано пером, как известно. После того, как на интервью будет ваша виза, доказать в суде что-либо будет уже невозможно.

6. Будьте внимательны к фотоматериалам:
. Если редакция настаивает на своём фотокорре, знайте, что для него важней всего не ваша красота, а экспрессия и выразительность кадра. Во время фотосессии фотокорр может наделать сотню парадных снимков, а отобрать для публикации тот, где вы почесали нос или некрасиво осклабились. Поэтому, если у вас нет уверенности в этой редакции и в этом авторе – лучше настаивать на передаче в издание своей личной фотосессии. Кроме крупных СМИ первого ряда – "Коммерсант", "Ведомости", "Российская газета" и некоторых других – большинство редакций согласится принять ваше фото.

7. Не забудьте поблагодарить журналиста после выхода интервью. Признав его мастерство, вы получите на будущее более дружественного автора, который вам еще пригодится.

Для автора интервью важно:

1. Очень хорошо подготовиться к интервью. Из каждого человека можно вытянуть что-то любопытное, необычное. Если делать интервью формально – у вас получится проходной, скучный текст. Все люди любят, когда к ним проявляют заинтересованность и внимание. Если вы не потрудились прочесть о будущем герое интервью даже то, что пишут в открытых источниках – ему это обидно и неприятно характеризует интервьюера. Такого журналиста сразу считают некомпетентным и поверхностным автором. Поэтому, кроме основной подготовки, надо:

2. Продумать уточняющие вопросы. Если интервью очень серьезное и вы согласовали все вопросы заранее, это никак не мешает вам их уточнять и расширять при личном контакте. Ваша задача – проникнуться эмпатией к собеседнику, постараться примерить на себя его образ мыслей. Там, где вам кажется интересной новость о слиянии и поглощении, его волнует фантик, обертка – его личная роль в этом процессе. В этих разных целях и задачах можно найти общее, подчеркнув – я хочу сделать интервью интересным, более личным, конкретным. Давайте условимся – что мы после все согласуем, а сейчас постараемся выжать максимум интересных подробностей из этой новости. Для этого необходимо:

3. Наладить личный контакт в процессе. Хорошему интервью одинаково мешает чрезмерная важность журналиста (так бывает, когда интервью дают мелкие сошки, на его взгляд) и неуместное подобострастие (последнее время часто наблюдаю его в видеоинтервью). Если вы звезда журналистики – это не означает что герой интервью – хуже и неинтереснее вас. Если вы начинающий или скромный автор – это не значит, что герой интервью - выше и лучше вас. Умеренная вежливая демократичность – лучший стиль для интервью. И всё же нужно:

4. Проконтролировать свой внешний вид. Ум и харизма – хорошо, но есть еще и дресс-код. Конечно, журналистам позволительно намного менее строго соблюдать этикет, чем это принято в офисах. Костюма-тройки от журналиста никто не ждет. Но и полное пренебрежение к дресс- коду – грязные стоптанные кроссовки, мятые штаны, неформальные футболки и рубахи – сразу ставят журналиста на более низкий уровень общения. Даже если у вас в голове настоящая энциклопедия, стоит немного пренебречь своими хипстерскими вкусами хотя бы в момент официального интервью у серьезных людей. Но не стоит забывать, что:

5. Автор интервью – всегда в тени. Лучшая реклама для него – это яркий, интересный, захватывающий материал и его герой. Это вы создаете его образ, это вы монтируете героя. И ваше самовыражение - не в пометках в скобках («улыбается – ред.», «морщит лоб – ред.»), которые в неумелых руках становятся признаком дурного вкуса – а в точно сформулированных вопросах. Единственный способ ненавязчиво выпятить себя – это сформулировать такие вопросы, которые показывают ваше знание предмета. Это – всё.

6. Не увлекаться сенсациями. Иногда при расшифровке интервью, ты видишь, что это высказывание героя – перл, а это – просто бомба. Журналистский азарт – страшная штука, когда почуешь сенсацию. Велик соблазн вынести самую спорную фразу героя в заголовок (которые можно и не согласовывать – это редакционный текст), что, вместе с одиозным фото, может создать интригу в самом скучном интервью. Но, если вы планируете дальнейшую жизнь в профессии, лучше все же придерживаться середины - и редакцию удовлетворить, и героя интервью не обидеть - так, что потом он откажется с вами контактировать.
В начале моей работы в журналистике важность редакционного задания для меня всегда перекрывало человеческие нужды моих ньюсмейкеров. Я с горящим глазом вытаскивала на свет ненужные подробности, из-за чего на меня поначалу обиделось много людей. Только потом я поняла, что люди, герои – они и есть главное, даже если главред по своим личным соображениям требует закопать этого героя по самые уши. Профессионализм автора кроется ещё и в этом – в понимании, кто пытается им манипулировать и управлять процессом. Только в этом случае удаётся соблюсти максимальный личный нейтралитет - признак хорошей журналистики.

И ещё: наша новая практика - интервью с блогерами в рубрике "Жизнь замечательного блогера" (тут: интервью) - предполагает соблюдение анонимности.
В виртуальном интервью исключён личный контакт в реале.
Тем не менее и здесь работают все остальные правила интервью - благодаря которым нам удаётся сделать такие увлекательные портреты авторов блогосферы, как:

Милый, насквозь зелёный Кактус
Уют оркестровой ямы
Художник Лилу - талантливая и загадочная
Пустой дневник - не значит "пустая голова
Петра Мартин: Друг - это ментальный родственник
Tags: интервью, про тексты
Subscribe
Buy for 10 tokens
Сообщество Фото на ходу создано для публикации хороших фото из личных запасов. Если у вас есть красивые, интересные или смешные фото - давайте покажем их друг другу:) Мы на fb: Мы ВКонтакте Добавляйте к меткам названия рубрик слева, тогда ваши фото будет легко искать. Для кого наше…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments