Таня Каренина (tanya_karenina) wrote,
Таня Каренина
tanya_karenina

Жизнь замечательного блогера: Уют оркестровой ямы

Взяла интервью у Эльзы:) Оригинал в "Антиэйджерах" Жизнь замечательного блогера: Уют оркестровой ямы
Интервью с Эльзой Брабант: "Я могу гарантировать 95% достоверности своих текстов"
Эльза Брабантская elsa_brabant нежно берёт нас за руку, и тихо, но твёрдо тащит в мир музыки. С её подачи мы начинаем любить оперу и симфонию даже поневоле. Эльза умудряется найти в музыке такие неожиданные нюансы, о которых никогда не узнаешь из обычных книжек. Кстати, в книжках Эльза тоже разбирается отлично - в связи с чем мы сейчас обдумываем бодрое ток-шоу на общекультурные темы в формате перекрёстного интервью. Спасибо viktorfeds за идею:)



ТК: Эльза, я так давно ждала, когда ты созреешь снять завесу тайны со своей многогранной личности, что даже не знаю с какого вопроса начать. А, вот! Любишь ли ты Брамса?:)

ЭБ Oui, mon cher!:)
(намекает на Саган; неужто читала в оригинале? - ТК:)

ТК: Эля, меня всегда интересовало: такие глубокие знатоки музыки, как ты – представляют себе всех этих композиторов в виде людей или в виде звуков? Для меня, например, умение полифонически мыслить сродни инопланетному разуму. Как можно представить себе, что получится из сочетания звуков скрипки, виолончели и арфы? В общем, композиторы – это какие-то небожители или как?

ЭБ: Это ты не видела знатоков. Просто музыка - моя профессия и главный интерес в жизни. Я писала как-то в своем журнале, какую трудную школу проходят профессиональные композиторы (а мы читали: Музыка как предмет роскоши. Часть первая - ТК).
Они очень много слушают, изучают партитуры других великих вдоль и поперек, сочиняют сами, и, конечно, знают правила сочетания тембров, тонов, пластов фактуры назубок. У художников примерно так же, только музыкальная техника сложнее, мне кажется. И потом, музыка – это процесс, который разворачивается во времени. Его надо рассчитать и организовать согласно музыкальной логике и драматургии. Это очень серьезная интеллектуальная работа.
Но вообще, это ремесло, как и любое другое. А небожители – это те, кому дан Дар.

ТК: Мне всё-таки очень хочется визуализировать музыкальный процесс. Ты на меня ругаешься, но меня очень завлекает оркестровая яма. Почему в неё так и тянет заглянуть? Как это так, что нарядные и такие профессиональные люди всю свою карьеру строят в яме? Им, вообще, не обидно, что они всю жизнь издают только один звук в составе общей полифонии? И сколько их там, в яме, всего?

ЭБ: Во-первых, в оркестровой яме находится только театральный оркестр, все остальные выступают вполне себе на поверхности. Во-вторых, почему ты думаешь, что они сидят там в безвестности? Их видно из зрительного зала, другое дело, что в яме только локальное освещение - над пюпитрами. И она не такая глубокая, чтобы сочувствовать этим людям "на дне":). Там очень уютно, кстати.
А насчет их судьбы издавать только один звук, так это же не роговый оркестр эпохи крепостного права, где и правда, каждый рог издавал только один звук. Здесь у оркестрантов очень сложные партии, серьезные и ответственные соло. А заглянуть в яму хочется, потому что нигде больше нельзя так близко рассмотреть инструменты. В большом симфоническом оркестре примерно сто музыкантов, в театральном - поменьше. И это потрясающее ощущение - быть частью такого уникального организма. Ты никогда не пела в хоре? (и даже в 4 руки не играла, увы! - ТК). Коллективное музицирование - это счастье.

ТК: Эля, я вот не могу себе представить, как, в какой момент, маленькая девочка, которая заучивает гаммы, решает сделать музыку своей профессией. Расскажи, как это происходит? Вот ты шла, шла, и… ?

ЭБ:... и решила бросить музыкальную школу, которая отнимала у меня уйму времени и нервов, потому что я очень боялась играть публично. И ещё у меня было просто роковое неприятие учительницы по сольфеджио. Это было после 6 класса. Но родители уговорили меня все же закончить, просто чтобы довести дело до конца, и я уступила. А в 7 классе произошло два события – сольфеджио стал вести другой преподаватель, и в класс ансамбля пришла молодая девушка-кларнетистка. И мы с ней стали играть концерты Вивальди с листа. Каждый урок – новый. И у меня в сознании произошел какой-то качественный сдвиг. Как будто сняли замки и распахнули двери. И такие бесконечные перспективы музыкальной красоты открылись моему взгляду, что я, наконец, поняла, чем хочу заниматься в жизни. А до этого вообще не представляла. Пошла бы, наверное, за компанию с подружками в экономический или в мед.
Вот тебе роль личности не только в истории, но и в отдельно взятой судьбе.

ТК: Вопрос про твой ускользающий виртуальный образ. Я тебя знаю уже давно, и ты всё равно для меня как шкатулочка с секретом. Не успею я привыкнуть, что ты крайне тонкий и вдумчивый литературный критик, как ты, оказывается, еще и совершенно по-новому видишь и открываешь для меня неизвестные моменты в музыке. Много у тебя еще кроликов в рукаве?

ЭБ: Кроликов-то много, но они все какие-то недоразвитые:). Зато у меня есть талант пускать пыль в глаза. Я ценю этот свой дар! Экзамены всегда сдавала не просто на 5, а с блеском. При этом часто готова была на 3+. Но я умела этот минимум оформить в такую упаковку, что с первых слов преподам было ясно, что они имеют дело «с крайне тонким и вдумчивым» (тебя цитирую!) знатоком вопроса:).
Однажды в налоговой я сошла за «хорошего бухгалтера», а в агентстве недвижимости - за «сильного юриста». Так что ты осторожнее со мной!:)

На этом месте мы как раз и поиграем в игру "Подбери мне аватар". Я предлагаю Эльзе подборку аватаров, которые, на мой вкус, могли бы ей подойти - и мне очень интересно, совпадет ли хоть один с её личным вкусом? Условие игры: если мой аватар понравится герою интервью больше, чем свой, его надо забрать себе:)



ТК: Эль, вот некоторые твои занятия, о которых я знаю – музыка, бег, лыжи – подразумевают некую интровертность, желание уйти в себя. Значит ли твой приход в жж, что ты вышла из себя? Или ты просто уравновесила внутреннее и внешнее?

ЭБ: Ты думаешь, что музыка, бег и лыжи – это занятия интроверта? Никогда не задумывалась над этим. Но ты, кажется, права. Мне не бывает скучно одной, хотя мне очень нужны нужные мне люди.
Мой приход в жж случаен, но мне тут хорошо, потому что вирт – это отличная возможность уйти в себя, когда захочется, и выйти из себя, когда надоест:). Да и виртуальные друзья - отборные, с другими смысла нет дружить, в отличие от реальности, где страшно много лишнего общения в силу обстоятельств и по инерции. В общем, я полюбила вирт именно в формате жж, где есть место высказаться и выслушать другого. Фейсбук не люблю категорически.

ТК: Кстати, о публике в жж - как она тебе? Даёт ли что-то новое?

ЭБ: Я ещё не могу точно ответить на этот вопрос. Пока у меня ощущение, что публика в жж - это такая шумная многолюдная толпа, как на нью-йоркской фондовой бирже, состоящая из страшно озабоченных людей, которые под громкие крики Top! Sos! Achtung! что-то стремительно роют, пишут, постят, репостят, деловито френдятся и не оглядываются. Им, несчастным, даже лайк ближнему своему поставить некогда, не то что ответить на комментарий. Они на работе. Они завели свою машину и им нельзя останавливаться.
Ещё я поначалу дивилась местному пиру махрового понта. Хотя, чему удивляться, вирт – теплица для него. Можно написать, как ты выбросил на ветер три миллиона. Тебя никто не уличит во лжи, если ты расскажешь, что твой ЗОЖ - это два литра утренней тибетской росы в день и рагу из язычков соловьев, умерщвлённых выстрелом из пистолета в левый глаз:). В общем, на переднем крае шумно и суетно.
А на отшибе, в провинции, где мы находимся, вполне хорошо. Здесь много интересных людей, есть, что почитать, что посмотреть. Но, наверное, и мы постепенно будем двигаться в сторону ускорения темпа.

ТК: Эль, как ты думаешь, автор дневников – он донор или вампир?

ЭБ: Насчет доноров и вампиров я не могу тебе ничего сказать:). Вроде как нормальный обмен в обе стороны.

ТК: Тогда я спрошу по-другому. Говорят, что на сцене актеры получают заряд от зала. Тут у каждого из нас есть своё маленькое общество. Некоторые звёзды жж ведут себя с читателями как с паствой: следуешь моему учению – ладно, сиди, противоречишь, - пошел вон, болван. Как ты думаешь, такой неприятный тон – это от невоспитанности, от чувства собственной важности – или всё-таки от того, что среди юзеров ЖЖ, и правда, много хамоватой публики? И тогда превентивное хамство - это просто мера самозащиты? Но я вижу, что те, кто хочет нормально общаться - общаются вполне нормально, прости за тавтологию. Тогда что это за феномен?

ЭБ: Тут надо разделить звезд и комментаторов. У топов политика грубости - это элемент проекта, я думаю. Провокация - хорошая вещь для пиара. А какие они на самом деле, эти топы – поди разбери. Остальные хамят по тем же причинам, что и в реальности. Кто-то не воспитан, кто-то злобен и глуп, кто-то подражает манерам топов. Здесь же базар, толпа - и повышенная опасность распространения инфекции.
А еще, как мне кажется, это просто местная мода такая. А если вычленить отдельного юзера из этой агрессивной толпы и начать с ним спокойно и дружелюбно общаться - он ответит тебе тем же.

ТК: Эль, мы с тобой обе болезненно реагируем на быдлохамство, только ты резче. А я иногда очаровываюсь манерой человека складывать слова в предложения и не вижу того, что ты сразу отвергла. И получается, что ты права: если человек – хам, то он не может быть созидателем, ведь так? Есть в хамстве какая-то поломка, ущербность личности?

ЭБ: Я тоже очаровываюсь манерой, если хам талантлив, но моя очарованность на личность хама не распространяется. Это ведь не просто грубость. Хам - это человек, в котором убита или покалечена человечность. Созидать он, думаю, может, но его творческий размах - ограничен. А, значит то, что он создаст, не осветит ничью душу.
Просто в хаме есть некая сила, действующая на людей. Вроде, он позволяет себе то, что многие думают, но не решаются сказать. У меня с этим такая ассоциация: некто проиграл в карты последние деньги, напился вдрызг с горя и лежит в луже. Мимо проходят двое. Первый прохожий думает: «Вот скотина! Надавать бы тебе, свинье, по тупой башке!» - но это только мысли. Де-факто он вызывает картежнику скорую, чтоб его отвезли в вытрезвитель. А второй прохожий и подумал, и сказал, и сделал: не только обложил картёжника вслух, но ещё и пнул его с ноги. Вот он и есть – хам. И мне кажется, в этом вопросе разница между словом и делом - принципиальна.

ТК: Эля, ты в жж недавно, но уже создала коллекцию шедевральных текстов о Вагнере, которыми зачитываются не только музыкальные профаны вроде меня, но и профессионалы. Ты умудряешься найти неожиданные детали и показать этих гигантов прошлого так свежо и актуально, что они начинают казаться нашими современниками. Не думаешь написать книгу? Только не говори что они все уже написаны. У тебя есть свой стиль и своя увлекательная манера. Я серьёзно спрашиваю, кстати.


ЭБ: Таня, тебя не унять в твоей любви к прилагательным в превосходной степени:). Я рада, конечно, что тебе нравится. Но для профессионалов это не представляет никакого интереса. У нас во дворе была девочка, которая в 10 лет перечитала и Гюго, и Гете, и Бальзака, и Эдгара По, и Шекспира. И когда наступали сумерки, и игры заканчивались, мы собирались вокруг нее, и она пересказывала нам содержание классики в своей неповторимой манере. Вот у меня примерно этот жанр:). И ценным в нём я сама считаю то, что могу гарантировать 95% информационной достоверности. 5% отношу на ретрансляцию ошибок в источниках и какие-то невольные огрехи.
Про книжку мне не приходило в голову до того момента, когда ты впервые выдвинула эту идею. Свой взгляд на тему музыки разве может быть причиной издавать книжку?
(талантливая компиляция, как мне кажется - вообще основа современной литературы - ТК)

ТК: Что ты думаешь по поводу прогнозов о смерти жж? Я вот их регулярно читаю, но думаю, что потребность людей именно в текстах неискоренима. Ланкастер lan_caster недавно приводил смешную схему про пользователей жж, да и наш первый проект с конкурсом текстов показывает, что почитать есть, что, и есть - кому. Может, нам надо сразу создавать библиотеку текстов, чтобы в ней хранились все конкурсные произведения? Как тебе идея?

ЭБ: Прогнозировать я не могу, но это пока единственная площадка для читающих и пишущих людей. Мне кажется, она плохо технически оборудована, но в остальном в ней есть все для того, чтобы жить и не умирать еще долго.
Так что, да, я - за библиотеку; есть очень хорошие тексты, не хочется их потерять.
И схема Ланкастера - отличная:)
(не могу не перепубликовать её ещё раз - ТК):


ТК: Некоторым кажется, что человек который так много знает, наверное, строгий:) Но у тебя отличное чувство юмора и позитивное отношение к людям:) Почему народ робеет?

ЭБ: Это у меня аватарка и ник такие, я когда-то их выбрала совершенно бездумно, чтобы прокомментировать в жж одного человека. А к тому моменту, как захотела поменять, оказалось, что это не так просто. Так что продолжаю зваться Эльза фон Брабант - тут гонг и фанфары! Испугаешься такую! Но я посмотрю на твою подборку картинок, может, что и выберу для себя:)
(а ещё тебя ждёт Дружеский разбор блога, и я разберу тебя на кусочки в ближайший четверг - ТК)

ТК: Расскажи нам про близких людей в своей жизни. Что они для тебя значат? Про встречи с друзьями – что вы на них едите, о чем болтаете, много ли смеетесь?

ЭБ: У меня большая семья, всех очень люблю, они меня тоже, кроме того, мы дружим все, и это прекрасный фон моей жизни. Это всё мои незабвенные мама и папа, которые задали в семье такой тон взаимного обожания.
Теперь уже все выросли и расселились, но традиция собираться шумной разновозрастной толпой в нашем доме осталась. Это чудесно, но страшно утомительно!:). Последнее время я ввела практику делить всех на группы и принимаю по расписанию. Но они все равно норовят сбиться в кучу:).
Что касается моих друзей, то это только те немногие люди, с которыми в горе и радости мы съели пуд соли. Они мне стена, и я им тоже. Когда мы собираемся у меня (это традиционно Рождество), я готовлю что-нибудь эдакое, национальное. Например, хинкали, бешбармак и какой-нибудь интересный десерт и коктейль. Остальное по испытанному трафарету.
Две моих подруги – необыкновенной одаренности люди. Они - маяки для меня, фантастические рассказчицы. Поэтому мы едим , пьем, играем и резвимся с детьми на всю катушку в атмосфере непрерывного хохота и музыки в живом исполнении:). Все в меру ненормальные, поэтому как-то удается и оттянуться, и вовремя остановиться.

ТК: Эльза, спасибо! Ты там давай, собирай книжку про Вагнера, будем ждать от тебя новых историй про музыку, деньги, кровь и страсть!

ЭБ: Таня, и тебе спасибо за интересные вопросы, пойду оправдаю твои ожидания:)

Tags: #pret-a-portret, #ЖЗБ, #жизнь замечательного блогера, интервью
Buy for 10 tokens
Сообщество Фото на ходу создано для публикации хороших фото из личных запасов. Если у вас есть красивые, интересные или смешные фото - давайте покажем их друг другу:) Мы на fb: Мы ВКонтакте Добавляйте к меткам названия рубрик слева, тогда ваши фото будет легко искать. Для кого наше…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 3 comments