Таня Каренина (tanya_karenina) wrote,
Таня Каренина
tanya_karenina

Правила текста: тренируем внутреннего редактора

Говорят, что за написание и редактуру текста отвечают разные полушария головного мозга. За полушария не скажу, но то, что внутреннего редактора нельзя включать одновременно с написанием текста - это правда. Надо чётко осознавать, что ты в данный момент делаешь - пишешь или правишь.
И очень хорошо, если получится при редактуре отнестись к своему тексту как к чужому.



В начале своей работы в редакции я не могла понять: почему мои тексты никак не публикуют, - хоть и дают задания, а я по ним честно отписываюсь? Оказалось - из-за объёма. Я всё время с ним перебарщивала. Среднедоступный для читателя объём текста, который он может прочесть на одном дыхании – это 3-5 тысяч знаков, от 1/8 до ¼ газетной полосы формата А2. Больше по объёму легко читаются интервью и репортажи, но не обычное повествование – если, конечно, вы не Лев Толстой с его многоступенчатыми абзацами. Полагаю, что, если Толстой выкладывал бы тексты в жж, скорей всего ему доставалось бы за «много букафф». От научных или обзорных статей мы обычно лёгкости изложения не ожидаем - но и в них она полезна, так как облегчает восприятие сложных смыслов.

В блогах всё немного иначе: здесь -тем более - «простыни» или «кирпичи» читать никто не хочет. Идеальный формат текста для блога – это 2-3 тысячи знаков, если мы просто ставим вопрос или описываем проблему. Для более эмоциональных или содержательных эссе можно развернуть мысль до бесконечности, лишь бы было интересно читать. Но, если текст вышел большой, его стоит оформить в режиме: каждые 2-3 тысячи знаков – подзаголовок. Визуальная перебивка не даст читателю заскучать и поможет ему легче ориентироваться в нашем эпическом полотне.

Бывают, конечно, и замечательные длинные тексты – но лучше, если из них отжата вся «вода». Как ее выжимать?

Режем текст
Переключив голову в режим правки (лично мне в жж очень помогает возможность постановки текста в формате html и предпросмотр), мы начинаем читать свой текст с позиции читателя. Очень помогает самоограничение себя по объёму. Если ты работаешь в газете, и тебе говорят сократить текст с 3000 знаков до 1000 – ремеслом редактора овладеваешь быстро. И потом уже легко режешь до 3000 и тексты-десятитысячники. Особенно, если ограничить себя ещё и по времени.
Как это сделать?

Выстраиваем причинно-следственные цепочки
Сначала мы читаем весь текст от начала до конца как незнакомый. Фиксируем, на чем спотыкается глаз. Следим за причинно-следственными цепочками.
Если мы знаем предмет, о котором пишем, мы мысленно подразумеваем, что и читатель может это знать. Но кто-то может быть вообще не в курсе ваших предыдущих статей, на которые вы намекаете или на раздел науки, о котором пишете. И так в тексте появляется смысловая дырка – и связь между целыми абзацами теряется.
А вообще в хорошем тексте объём определяется количеством слов, достаточным для понимания того, о чём вы пишете.

Укорачиваем предложения
Фразы придется разбивать и укорачивать. Для восприятия удобны предложения, сконструированные не больше, чем из двух смысловых модулей. Вроде во фразе - «Встав на рассвете и умывшись холодной водой, я направился к окну, за которым вставало огромное солнце, обещающее теплый денёк» – всё по делу, но длинно, сложно. Если поменять деепричастия на глаголы, в тексте появляется динамика. Например, вот так: «Я встал на рассвете и умылся холодной водой. За окном вставало солнце, обещающее теплый денёк». Слова «я направился к окну» тут просто лишние, они не отражают никакой сути.
В то же время деепричастия и иже с ними вводные словосочетания иногда украшают текст и передают эмоции. Поэтому мы не действуем по схеме, а просто очищаем фразу как картофелину, и оцениваем: ничего ли она не потеряла?

Иногда нам хочется в одну чеканную фразу запихнуть максимум подробностей. Этим грешат продвинутые авторы, стараясь уместить в каждое предложение всё, что знают по теме.

[Здесь скучноватый пример]
Вот, например, фраза из статьи в «Коммерсанте»:
«Между тем мотивы всех этих "отмененных" Кончаловским фильмов его предшественников намертво засели в анамнезе "Рая". Будь то сортировка заключенными вещей умерщвленных узников. Или сексуальные отношения между палачом Хельмутом (Кристиан Клаус), эсэсовцем, расследующим коррупцию в лагерях, и жертвой, русской аристократкой Ольгой (Юлия Высоцкая), заключенной в лагерь за участие во французском Сопротивлении».

Гораздо проще и легче фраза читалась бы, если ее разбить на два-три смысловые куска:

«Между тем мотивы всех этих "отмененных" Кончаловским фильмов его предшественников намертво засели в анамнезе "Рая". Будь то сортировка заключенными вещей умерщвленных узников. Или сексуальные отношения между палачом и жертвой. Эсэсовца Хельмута, расследующего коррупцию в лагерях, играет Кристиан Клаус. В роли русской аристократки, заключенной в лагерь за участие во французском Сопротивлении, - Юлия Высоцкая».


Хотя иногда это просто дело вкуса.

Следим за порядком слов
Богатство русского языка обеспечено, в том числе, и произвольным порядком слов в предложении. Хочу, напишу: «я построил дом». Хочу: «построил я дом» или «дом построил я». Или даже: «дом построен мной». Вроде бы, смысл не меняется. Но восприятие будет разным.
Почти к любой фразе можно применить фильтр по субъекту действия: кто - делал - что. Прямой порядок слов понятней. А значит, редактируя, лучше постараться сохранить его в большинстве предложений. Нет, для красоты и образности, можно применять какие угодно заходы – но это будет именно украшение. Основной текст лучше строить нормально, разумно, ровно.

[Ещё один пример]
Вот фраза из той же статьи в "Коммерсанте":
«Каким чудом Кончаловскому удалось добиться такого эффекта, что безусловные "профи" Дюкен и Клаус кажутся на экране любителями, тщащимися произнести с выражением зазубренный текст?».

Кавычки в слове «профи» тут не нужны. Про них я напишу отдельно - часто кавычки становятся теми торчащими ушами, которые выдают невысокий уровень авторского мастерства.

И, хотя автор этой статьи – специалист, - не легче ли читается:
«Безусловные профи Дюкен и Клаус кажутся на экране любителями, тщась произнести зазубренный текст с выражением. Каким чудом Кончаловскому удалось добиться такого эффекта?».

Или еще понятней: «Безусловные профи Дюкен и Клаус тщатся произнести зазубренный текст с выражением и кажутся на экране любителями. Каким чудом Кончаловскому удалось добиться такого эффекта?».

Я тут сократила и без того устарелое высокопарное «тщащимися» до «тщась» или "тщатся". Хотя сама бы сказала: «тщетно пытаясь». Но это авторский слог, а хороший редактор всегда уважает авторские претензии и способ самовыражения.



Облегчаем текст
Если у нас в тексте есть длиннющие наименования, надо в самом начале их сократить и пользоваться аббревиатурами. Например, "Федеральный институт наукообразных доморощенных управленческих схем" сразу нужно обозначить как ФИНДУС, и не гнушаться заменять этот новояз на «институт», «учреждение» и т.п.

В то же время есть общепринятые проявления вежливости к читателю, когда обозначения, наоборот, пишутся полностью. В блоге вам никто не предъявит, если вы напишете: «в баре выпивала женщина лет 40 с 20-летним парнем». Но, вообще, вежливость автора требует писать двузначные числа словами – "в баре выпивала женщина лет сорока с двадцатилетним парнем" - по возможности.
А про кодекс вежливости автора я ещё напишу.

Словесные кубики в сложных фразах можно двигать и так, и так, подчеркивая важные смыслы, которые хочется вложить в текст. И, конечно, большую роль тут играет вкус автора – может, вы обозначаете сложными нагруженными оборотами глубину своей натуры.
Но, если натура позволяет, текст всё же лучше облегчать, очищая от замороченных конструкций.

Добавляя – сокращаем
Интересное наблюдение и сразу онлайн-правка моей же фразы, написанной только что без редактуры:
[Ещё пример]
Вариант 1. «Когда отцеживаешь из текста уже последние лишние буквы – например, когда тебе нужно достичь предела в 3000 знаков, а у тебя осталось 3458 – эта филигранная работа требует намного больше мозговых усилий, чем вначале, когда ты режешь огромные куски текста на фразы».

Я хочу сохранить все смыслы этого предложения – но её диковатая конструкция явно противоречит моим же выкладкам выше.

Режем и получаем:
Вариант 2. «Отцедить предел в 3000 знаков текста из последних 3458 знаков – филигранная работа. Она требует намного больше мозговых усилий, чем когда ты режешь на фразы огромные куски текста».

Что мы сделали? Главное действие, которое я хотела тут подчеркнуть – то, что текст именно "отцеживается". Поэтому мы выносим его в виде простого глагола в начало фразы, усиливая смысл – а дальше по максимуму избавляемся от всех этих «когда то», «когда сё».

Оставшийся текст мы цедим по букве. Иногда у нас получается вроде бы больше фраз: из одной – две или три. Но, убирая утяжеляющие предложение связки, мы в итоге уменьшаем и количество знаков.


Финальная проверка
Очень важно для перфекционистов – проверить в конце, не выплеснули мы ребёнка вместе с водой? Если мы перестроили все фразы раз десять, наш глаз замыливается. Мы читаем текст, выхолощенный до скелета, и думаем, что теперь-то у нас всё ясно и прозрачно. Мы сами точно знаем, о чём идет речь – у себя в голове.
Но у читателя такого контекста нет, он просто может не понять, о чём идет речь. Поэтому финальную проверку надо отложить, постараться забыть о тексте и вернуться к нему со свежей головой.
Не зря раньше в редакциях существовала такая должность – «свежая голова»:)

Но не будем сходить с ума и не перенапрягаться в нашей и без того насыщенной блогерской жизни. Многие живые тексты ценятся именно за авторский стиль и эмоциональную непосредственность. В жж нам нравятся люди, а не их грамотность. А развивать свои тексты можно просто в качестве знака уважения к своему читателю – на уровне хобби. Только, чем больше вы развиваете в себе этого внутреннего редактора, тем он дотошней будет приставать к вашим текстам.
И оно вам надо?:)

И да: Редактуру нельзя закончить, её, как и ремонт, можно только прекратить - это я вам ответственно заявляю, остановив себя от четвёртой попытки переписать этот текст.
Tags: правила текста. редактура, про тексты, текст
Buy for 10 tokens
Сообщество Фото на ходу создано для публикации хороших фото из личных запасов. Если у вас есть красивые, интересные или смешные фото - давайте покажем их друг другу:) Мы на fb: Мы ВКонтакте Добавляйте к меткам названия рубрик слева, тогда ваши фото будет легко искать. Для кого наше…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 19 comments